Обратимся к типологии уроков в соответствии с
требованиями ГОС, попробуем определить
особенности структуры таких уроков. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить
на несколько групп:
- урок «открытия»
нового знания;
- урок отработки
умений и рефлексии;
- урок
общеметодологической направленности;
- урок развивающего
контроля;
- урок-исследование.
Урок открытия нового знания
|
Урок отработки умений и рефлексии
|
Уроки развивающего контроля
|
1.
Этап мотивации (самоопределения) к
учебной деятельности.
|
1.
Этап мотивации (самоопределения) к
коррекционной деятельности.
|
1.
Этап мотивации (самоопределения) к
контрольно-коррекционной деятельности.
|
2.
Этап актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии.
|
2.
Этап актуализации и пробного учебного
действия.
|
2.
Этап актуализации и пробного учебного
действия.
|
3.
Этап выявления места и причины
затруднения.
|
3.
Этап локализации индивидуальных
затруднений.
|
3.
Этап локализации индивидуальных
затруднений.
|
4.
Этап построения проекта выхода из
затруднения.
|
4.
Этап построения проекта коррекции
выявленных затруднений.
|
4.
Этап построения проекта коррекции
выявленных затруднений.
|
5.
Этап реализации построенного проекта.
|
5.
Этап реализации построенного проекта.
|
5.
Этап реализации построенного проекта.
|
6.
Этап первичного закрепления с
проговариванием во внешней речи.
|
6.
Этап обобщения затруднений во внешней
речи.
|
6.
Этап обобщения затруднений во внешней
речи.
|
7.
Этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону.
|
7.
Этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону.
|
7.
Этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону.
|
8. Этап включения в
систему знаний и повторения.
|
8.
Этап включения в систему знаний и повторения.
|
8.
Этап решения заданий творческого уровня.
|
9. Этап рефлексии учебной
деятельности на уроке.
|
9. Этап рефлексии фиксирования и преодоления затруднений в
собственных учебных действиях.
|
9. Этап рефлексии
контрольно-коррекционной деятельности.
|
Для построения урока в рамках ГОС
важно понимать, какими должны быть критерии результативности урока, вне
зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1. Цели урока задаются с тенденцией
передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает
детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность,
обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные
формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в
учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией
диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно
цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей
работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и
четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование
контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления
учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать
реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные
успехи.
9. Учитель специально планирует
коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет,
выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным
формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений,
задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества,
психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется
глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную
деятельность и т.д.)
Структуры
уроков по ГОС, рекомендованные для работы учителя иностранных языков.
* уроки общеметодологической направленности
и уроки-исследования могут быть использованы в работе учителей иностранных
языков специализированных/углубленных школ/классов, где есть достаточное
количество учебных часов для аспектного изучения предмета.
Выводы:
1. Все уроки имеют четкую структуру, представлены небольшими по временной
продолжительности этапами. Количество
этапов совпадает.
2. На первом этапе мотивация выстраивается
в зависимости от главной методической цели урока – мотивация либо к учебной,
либо к коррекционной, либо к контрольно-коррекционной деятельности. На втором этапе кроме актуализации и пробного
действия, которые являются общими для любого типа урока, урок «открытия» нового
знания предусматривает фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии.
3. На третьем этапе урок «открытия» нового знания
предполагает выявление места и причины затруднения для всего класса, два же других типа урока нацелены на
выявление индивидуальных затруднений.
4. На 4 этапе на уроке «открытия»
нового знания предполагается построение проекта выхода из затруднения, на
уроках же отработки умений и рефлексии и уроках развивающего контроля
добавляется этап построения проекта
коррекции выявленных затруднений.
5. На 5 этапе на всех уроках
реализуются проекты – проект выхода из затруднений (последовательность работы
по изучению нового содержания) и проекты коррекции выявленных затруднений
(индивидуальная работа по устранению затруднений – объяснение, работа с
эталоном, определение алгоритма и т.д.).
6. Шестой этап предполагает коммуникацию: первичное
закрепление с проговариванием на уроке «открытия» нового знания и проговаривание обобщенной информации о
затруднениях на двух других типах уроков.
7. Седьмой этап – это
самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Восьмой этапа урока – включение
в систему знаний и повторения на уроке «открытия» новых знаний и уроке
отработки умений и рефлексии. На уроке развивающего контроля
предполагаются задания творческого
характера.
9. Соответственно в зависимости от
типа урока разной по содержанию будет и рефлексия. Отличительной особенностью
урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и
преодоление, затруднений в собственных
учебных действиях, а не в учебном содержании.
Современные
учебники английского языка «Spotlight»,
входящие в состав учебно-методического комплекса обеспечивают коммуникативный
подход в процессе обучения предмету и организованы с учетом новой типологии
уроков. УМК «Spotlight»
включает в себя,кроме учебника, примерную программу, календарно-тематическое
планирование, поурочное планирование- это
книга для учителя,рабочую тетрадь, тетрадь с контрольными заданиями,
аудио- и видеосопровождение, книгу для чтения, что обеспечивает комплексный
подход в обучении, внутрипредметные связи и метапредметный результат обучения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий