Веб - Академия современного урока
Занятие
6. «Новые стандарты раннего обучения ИЯ: преемственность в обучении иноязычному
общению дошкольников и младших школьников»
В настоящее
время обучение иностранному языку должно рассматриваться как одно из
приоритетных направлений модернизации современного школьного образования, что
обусловлено цивилизационными изменениями общепланетарного масштаба
(глобализация, поликультурность, информатизация, взаимозависимость стран и
культур). Очевидно, что существование и успешное
развитие современного общества возможно только при определённом уровне
иноязычной грамотности граждан, составляющих это общество.
Вебинар продолжит серию
мероприятий по организации методического сопровождения раннего обучения
иностранным языкам. Творческая группа по
освоению и внедрению обновленных международных стандартов изучила и обобщила
опыт специалистов-предметников, которые уже не один год работают с
дошкольниками, обучая их английскому языку. Их наработки были презентованы на
семинарах-практикумах, на базе дошкольных детских учебных заведений была
организована производственная практика групп стажировки учителей иностранных
языков, начальных классов и воспитателей детских садов, которые имеют право
преподавать иностранный язык в начальном звене.
Занятие шестое,
посвящённое новым стандартам раннего
обучения иностранным языкам и
преемственности в обучении иноязычному общению дошкольников и учеников
младшей школы рассматривает основное задание иноязычного образования младших
школьников, которое состоит в закреплении адаптации учеников к учебному
предмету «Иностранный язык», который не только даёт возможность коммуникации и
познания новой культуры, а и формирует специфическую форму мышления,
отличающуюся от родной социальной среды. Психологические
особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного
языка. Чтобы эффективно спланировать процесс обучения детей младшего школьного
возраста, учителю необходимо знать периоды когнитивного, эмоционального,
физического, социального и языкового развития ребенка. Самым лучшим стимулом
для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха.
Особое внимание необходимо
уделять методическому сопровождению переходного периода из младшей школы в
среднее звено, с тем, чтобы сохранить «территорию личного успеха», освоенную на
начальном этапе.
Постоянное обновление
социального заказа обусловило необходимость освоения Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования,
представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования второго поколения. (Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования. - М., Просвещение,2011).
На предыдущем занятии
преподавателям были даны рекомендации по адаптированию Базовой программы дошкольного образования и Федерального
стандарта и обозначены направления работы по их внедрению в учебную практику.
Новым и необходимым требованием является переход от
знаниевой парадигмы образования к образовательной, что ставит во главу угла
формирование и развитие языковых и речевых комптетнтностей. На переходной от дошкольной к младшей школьной
ступени совершенствуются приобретённые ранее знания, навыки, умения,
увеличивается объём использования языка и речевых средств, улучшается
практическое владение языком, возрастает степень самостоятельности его использования.
Основные
цели и задачи обучения английскому языку в младшей школе
·
формирование у учащихся более глубокого
представления о роли и значимости АЯ в жизни современного человека и
поликультурного мира, приобретение нового опыта использования АЯ как средства
межкультурного общения, как инструмента познания мира и культуры других
народов;
·
дальнейшее развитие гражданской
идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою
страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через
изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных
ценностей;
·
формирование и развитие элементарной коммуникативной
компетенции, то есть способности и готовности общаться с носителями языка на
уровне своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной
(говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо). У учащихся
продолжится работа по расширению лингвистического кругозора, у них углубится
представление о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного
языка;
·
дальнейшее развитие основ коммуникативной
культуры. Учащиеся научатся ставить и решать более сложные коммуникативные задачи,
адекватно использовать более широкий диапазон речевых и неречевых средств
общения, на новый уровень развития поднимется способность соблюдать речевой
этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами;
·
продолжение формирования уважительного
отношения к чужой (иной) культуре через знакомство с культурой англоязычных
стран;
·
формирование более глубокого осознания
особенностей культуры своего народа;
·
дальнейшее развитие способности
представлять на АЯ родную культуру в письменной и устной форме общения;
·
достижение более высокого уровня
положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к
предмету «Иностранный язык»;
·
дальнейшее развитие активной жизненной
позиции;
При исследовании предпосылок
успешности раннего школьного обучения иностранным языкам основополагающими
считаются психолого-физиологические факторы, поскольку субъектом обучения
является ученик как личность. Поэтому невозможно, как считает С.В.Роман,
организовать иноязычное образование, не обращая внимания на возрастные,
физиологические, психические и индивидуально-психологические характеристики
учеников начальных классов. Необходимо учитывать природу навыков и умений
иноязычного общения, а так же опыт детей в родном языке. Перед начальной школой
стоит задача создания ситуации социального развития младшего школьника,
формирование и развитие навыков учебной деятельности, способности и желания
учиться, познавать и совершенствоваться.
Ядро учебной деятельности
ученика начальной школы составляет индивидуальная умственная деятельность. Но к
моменту начала учебы она ещё не сформирована должным образом. В процессе
обучения словарный и понятийный запас ребенка обогащается за счет ознакомления
с разнообразными понятиями (время, качество, длительность, местоположение, дом,
здоровье и т.д.) и определенными языковыми функциями как категориями поведения.
Изучение иностранного языка интересно ребенку, так как знакомит с новой страной,
народом, обычаями, даёт возможность расширить круг общения. Таким образом,
процесс обучения интенсифицируется и создает условия для активного умственного
развития ребёнка.
Естественно, что интерес ребенка к учебе вырастает из игры, поэтому игровые
и имитационно-игровые технологии обучения остаются эффективными и
востребованными, хотя их необходимо наполнять более серьёзной дидактической
нагрузкой. Привычные игры на узнавание, запоминание и подражание можно
наполнить новым значением, предоставляя роль ведущих самим детям. Можно также
использовать приемы корпоративного обучения, обучения в группах с разделением
обязанностей и ответственности.
Особое внимание следует
уделить оцениванию, которое уже на втором году обучения перестаёт быть
вербальным. Самым важным моментом при этом переходе является закрепление в
сознании ученика понятие, что на в изучении предмета главное – уровень учебных
достижений, а оценка на уроке – это отметка, веха, мера его успеха.
7 правил технологии «Оцениваем» по ФГОС
ЧТО? Все действия! Но отметка
– за решение конкретной задачи
КТО? Ученик + учитель в
диалоге
СКОЛЬКО? Одна задача – одна
отметка
ГДЕ? В таблицах
образовательных результатов и в портфеле достижений школьника
КОГДА? Текущие – по желанию,
тематические – обязательны (+право пересдачи)
КАК? По критериям уровней
успешности (с переводом в любой тип отметок)
ПРЕДМЕТНЫЕ – по таблице
образовательных результатов, а итоговая – по всем накопленным результатам
портфеля достижений и диагностик.
Комментариев нет:
Отправить комментарий