среда, 30 сентября 2015 г.

Методические рекомендации по планированию процесса обучения иностранным языкам (календарно-тематическое, поурочное планирование)



Отличительной особенностью нового стандарта образования является образование (в отличие от предыдущего, который ориентировался на обучение). Цель, достигаемая в   процессе образования на современном этапе – воссоздание, образование нового человека. Содержание образования - формирование культуры учения, развивающее обучение и воспитание. В рамках деятельностного подхода развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). При этом ЗУНы и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих УУД, имеющих метапредметный (надпредметный) характер, ключевая компетентность – научить учиться.


 Таким образом, новые образовательные стандарты предъявляют к предмету «Иностранный язык» следующие требования:
- на уроке иностранного языка необходимо ставить и достигать более актуальные цели и задачи: не только учебные, но и развивающие, социокультурные, воспитательные;
- особое внимание должно быть уделено развитию универсальных учебных действий как предметных, так и метапредметных.
       Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающегося, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
В связи с этим выделяют ряд требований, предъявляемых к современному уроку иностранного языка:
1)   учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
2)   урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с обучаемыми и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
3)   учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;
4)   вывод делают сами обучающиеся;
5)   минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
6)   здоровьесбережение;
7)   учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление и настроение детей;
8)    планирование обратной связи.
     Основной стратегией обучения ИЯ является коммуникативность. Урок должен иметь практическую направленность, строиться на принципах комплексного подхода, единства задач и целей. Комплексность урока обеспечивается взаимосвязью и взаимообусловленностью всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного из них, то есть внутрипредметной интеграции.
         Однако при планировании урока выделяется основная практическая цель. Остальные цели могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели. Помимо основной практической цели, формулируются развивающая, воспитательная и образовательная цели урока.
         Образовательная цель предполагает использование языка для повышения общей культуры, расширения кругозора, знаний о стране изучаемого языка. Данная цель достигается в процессе анализа используемых на занятиях текстов, бесед, обсуждения актуальных проблем и др. Достижение образовательной цели предусматривает приобретение учащимися страноведческих и лингвострановедческих знаний.
        Воспитательная цель, как правило, обусловлена тем материалом, который используется на уроке. Данная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решение задач, обеспечивающих формирование:
  • уважительного и доброжелательного отношения к народу изучаемого языка;
  • системы моральных ценностей;
  • понимания важности изучения иностранного языка;
  • чувства справедливости, осознанного отношения к нравственным поступкам.
Примерами формулировок воспитательной цели могут быть:
  • воспитывать умение общаться с одноклассниками;
•        развивать умение отстаивать свою точку зрения;
•        прививать любовь к животным и др.
       Реализация развивающей цели связана с развитием психических функций обучающихся (памяти, мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированием навыков и умений межличностного общения.
Примерные формулировки развивающей цели могут звучать следующим образом:
•        развивать механизм языковой догадки;
•        развивать способности вступать в иноязычное общение;
•        развивать способности логичного изложения мыслей.
Воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются через практическую цель.
        Основными документами для организации учебного процесса являются государственный стандарт и программа по предмету.           Учитель составляет календарно-тематический план изучения программного учебного материала в течение учебного года и составляет поурочное планирование. Содержательная и тематическая часть программы состоят из трех основных сфер общения: личностной (Ученик и его окружение), публичной (Моя Родина, страна изучаемого языка) и образовательной, связанной с формированием умения учиться. Учебные программы по предмету не устанавливают порядок (последовательность) изучения предметной тематики в рамках учебного года, а лишь указывают на содержание, изучение которого является объектом тематического контроля и оценки в рамках семестрового и итогового контроля. Программы по иностранным языкам имеют сквозной характер и представлены в единой системе деятельностной терминологии.
         Особое внимание необходимо уделить поурочному планированию. Урок состоит из обязательных  компонентов: вводная часть, основная часть, заключительная часть,   и  методических элементов, количество которых зависит от места урока в теме, типа урока, его целей и задач. Вводная часть (организационный этап, когда происходит введение в языковую атмосферу) и заключительная часть (рефлексия: домашнее задание, итоги урока) занимают не более двадцати процентов времени от общего количества времени урока (учебного занятия).
         Обращаем ваше внимание, что в отделе иностранных языков Донецкого ИППО созданы кейсы для методического и дидактического сопровождения процесса обучения иностранным языкам по новым стандартам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий