Республиканская Олимпиада по немецкому и французскому языкам.
Рекомендациипо проведению III этапа
Считаем
целесообразным напомнить, что:
- в III этапе предметной олимпиады имеют право принимать участие победители II этапа за класс (курс) не младше, чем класс (курс) их
обучения. По желанию учащиеся имеют право принимать участие в соревнованиях за
класс (курс) старше, чем класс (курс) их обучения;
- бланки и листы для выполнения
олимпиадных работ должны быть проштампованы единым штампом;
- при оформлении титульного листа
работы учащиеся должны обязательно указать свое имя, фамилию и отчество, дату
рождения, мобильный телефон, класс, в котором учатся, и класс, за который
участвуют в олимпиаде;
- работы участников после выполнения
заданий каждого тура кодируются председателем оргкомитета второго этапа
олимпиады;
Структура
олимпиады
Олимпиада проводится по трем видам речевой
деятельности: аудирование, письменная и устная речь. На время
олимпиады участнику присваивается постоянный регистрационный кодовый номер для каждого
вида деятельности. Декодирование работ происходит при заполнении итогового
протокола.
Регламент проведения тура и содержание
заданий:
Максимально количество баллов за выполнение заданий –
100:
аудирование 20 баллов;
письменная речь 40 баллов;
устная речь – 40 баллов)
Аудирование
Продолжительность этапа - 60 минут;
максимальное
количество баллов - 20.
Организационный этап: рассадка участников по одному за парту, идентификация
участников, проверка наличия необходимых материалов, психологический настрой,
краткое напоминание о регламенте, проверка акустической комфортности.
Аудирование текста: 2 предъявления
Выполнение задания: перед первым предъявлением текста для аудирования
участники подписывают обложку и получают бланк для выполнения тестовых заданий
по аудированию, после второго предъявления текста учащиеся выполняют задания и
сдают работу жюри.
Проверка: осуществляется
по ключам, которые составили члены жюри
(предоставляется в оргкомитет III этапа вместе с отчетами и заявкам), работы
(бланк для ответов) подписывают все члены жюри.
Письменная
работа
Продолжительность - 45 минут.
Общая сумма баллов: от 2 до 40 баллов согласно критериев, изложенных ниже.
Критерии
оценивания письменной речи:
Объем
письменной работы (от 0 до 2 баллов), максимальная оценка (два балла) выставляется за
выполнение нижней границы рекомендованного объема, то есть 15 предложений для
учащихся 9-го класса, 20 предложений для учащихся 10-го класса, не менее 15 и
не более 25 предложений для учащихся 11-го класса.
Полнота раскрытия
содержания: (от 2 до 10 баллов) учитывается достаточность объема для раскрытия темы,
соответствие содержания заданию письменной работы, художественно-эстетическое
впечатление.
Внешний вид и
структура: (от 0 до 4 баллов) учитывается чистота и опрятность выполнения
письменной работы, соблюдение правил орфографического режима (поля, абзацы),
построение работы в соответствии с типом письменной работы (письмо, эссе,
нарратив, статья и т.д.).
Лексическая
насыщенность: (от 2 до 10 баллов) учитывается лексический запас ученика, которым он
пользуется при написании сочинения, наличие идиоматических оборотов, эпитетов,
сравнений, соединительных клише, разнообразие принятых структур, моделей и т.д.
Уровень
развития грамматических навыков:
(от 2 до 12 баллов). В пределах 12
баллов выставляется:
-
за орфографию от
0 до 4 баллов,
-
за морфологию от
0 до 5 баллов,
-
- за синтаксис
(построение предложения, употребление артиклей, предлогов и т.д.) - от 0 до 3
баллов.
Максимальное количество баллов может быть выставлено
при наличии нескольких незначительных ошибок, которые не нарушают акт
коммуникации.
Поощрительный балл: (от 0 до 2
баллов) выставляется избирательно за оригинальность творческой работы, наличие
эпиграфа, ссылок на высказывания выдающихся деятелей, цитат, примеров из
периодических изданий и т.д.
Предлагается следующая таблица для оценивания письменных
работ:
№
|
Кодовый
№
|
Объём
письменного
сообщения
|
Раскрытие
содержания,
идейная направлен-ность, художественно-эстетическое
впечатление
|
Внешний вид и структура сочинения
|
Лексическая насыщенность
|
Уровень грамматических навыков
|
Поощрительный
балл
|
Общая сумма баллов
|
0-2
|
2-10
|
0-4
|
2-10
|
2-12
|
0-2
|
40
|
Количество баллов в работе вписывается вручную,
ошибки подчеркиваются и маркируются на полях работы без исправления.
При выполнении письменной работы
допускается использование словарей, которые находятся у членов жюри.
Уменьшенная копия таблицы
размещается на обложке работы после ее раскодирования.
Определение уровня
речевой компетенции: устная речь
Общее количество
баллов - 40.
Участник выбирает три бланка с темами
для собеседования из предложенного списка и после 1-минутного обдумывания
оставляет одну, по которой он хочет высказаться.
По завершении монологического
высказывания ученик принимает участие в собеседовании с членами жюри (3-5
вопросов)
Вопросы членов жюри не должны быть формальными, они
должны носить естественных характер и быть связанными с контекстом общения.
Монологическое
сообщение должно соответствовать ситуации, быть полным, последовательным,
коммуникативно направленным (содержать личностные оценочные фразы, собственное
отношение к объекту высказывания), лексически насыщенным, правильно фонетически
и грамматически оформленным.
Ответы учащихся на
вопросы членов жюри должны быть полными, исчерпывающими и конкретными,
лексически насыщенными. Объем ответа может быть разным, но ответ должен
свидетельствовать о том, что ученик правильно понимает вопрос, с первого
представления адекватно на него реагирует.
Коммуникативное
задание считается выполненным в случае содержательного и функционального
соответствия высказывания заданной ситуации, адекватности использования речевых
образцов, а также нормативности речи автора.
Пользоваться словарями при подготовке не
разрешается.
У жюри
есть право остановить ученика, если ситуация уже достаточно раскрыта.
Вопросы ученика к
членам жюри должны быть четкими и лаконичными, не побуждать жюри к
монологическим размышлениям.
Тур организовывается
таким образом, чтобы каждое из ситуативных высказываний прослушивалось одними и
теми же членами жюри, один из которых ведет подробную запись устного
высказывания ученика на проштампованном листе бумаги.
Порядок
собеседования учеников с членами жюри определяется способом жеребьевки, которую
организовывает оргкомитет.
В момент собеседования ученик сообщает закрепленный за
ним номер.
Содержание вопросов со стороны жюри и ответов учеников
не должно идентифицировать личность участника олимпиады (школа, город, район,
учитель, родители).
Предлагается
следующая таблица для определения уровня речевой компетенции: устная речь:
№
|
Кодовый
номер
|
Содержание
высказываний
|
Языковая и речевая компетенция
|
||||||
Полнота раскрытия темы, коммуникативная направленность
|
Информационная
значи-мость
сообще-ний.
интеллект собеседника
|
Произношение
(звуки, интонация)
|
Темп
речи
(природ-ный,
замедленный)
|
Лекси-ческий
запас,
функциональная
адекватность
|
Уровень
развития
грамма-тических
навыков
|
Поощ-ритель-ный балл
|
Общее
кол-во
баллов
|
||
1-5
|
1-6
|
1 -6
|
0-3
|
1-10
|
1 -8
|
0-2
|
5-40
|
Комментарий к критериям оценивания
Полнота раскрытия темы, коммуникативная направленность
(от 1 до 5 баллов): учитывается соответствие
сообщения указанной теме, логичность и последовательность при раскрытии темы и
высказывании собственного мнения, архитектоника; важным фактором является также
объем сообщения, который считается не по количеству правильно сказанных
предложений, а по принципу: достаточный, посредственный, недостаточный.
Информационная значимость сообщения (от 1 до 6 баллов): оценивается
интеллект ученика, его умение использовать страноведческой материал, свои
знания из других дисциплин, особенно по литературе, истории, географии, наук
естественного цикла, в поддержку собственных соображений или для усиления
эстетического уровня изложения.
Произношение (от 1 до 6 баллов): оценивается по общему
впечатлению: "звучание" ученика в плане близости к носителям языка;
учитывается уровень произношения трудных звуков, соблюдение долготы гласных, а
также интонационное оформление. Не учитываются вариантные и диалектные
отклонения от нормативного произношения, если они не влияют на коммуникативный
аспект речи.
Темп речи (от
0 до 3 баллов): учитывается естественность темпа речи для данного конкретного
ученика. Оценка снижается, если темп замедленный, что может быть вызвано
колебанием в подборе слов и т.
Лексический запас (от 1 до 10
баллов): учитывается лексическая насыщенность, разнообразие принятых структур,
клише, выражений, идиом, точность эпитетов, сравнений и т.
Сформированность грамматических навыков (от 1 до 8 баллов): учитывается соблюдение правил
порядка слов в предложении, употребление инверсии, правильность образования и
адекватность употребления грамматических форм, разнообразие применяемых
грамматических структур. Баллы снимаются с учетом того, как нарушение норм
грамматического употребления влияет на акт коммуникации.
Поощрительный балл (от 0 до 2): добавляется выборочно в дополнении к
вышеуказанным критериям, а именно: за эмоциональность, экспрессивность и
инициативность, чувство юмора, оптимизм, если все это способствует реализации
уровней сформированности языковой и речевой компетенции участника.
Общие примечания
1. Работы
участников всех туров кодируются председателем оргкомитета.
2.
Не допускается предоставление ученикам дополнительного
времени для выполнения заданий туров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий