Стандарт-диалог «Коммуникативные аспекты современного иноязычного образования»
Языковое образование
можно назвать залогом овладения культурой, овладение иностранным языком
является предпосылкой овладения иноязычной культурой. При этом необходимо
учитывать, что язык – это средство коммуникации, орудие общения, выразитель
отношений, эмоций, инструмент развития и воспитания личности.
Таким образом, язык и, следовательно,
языковое образование выступают в качестве важного инструмента успешной жизнедеятельности
человека в поликультурном и мультилингвальном сообществе.
Языковое образование выступает также в
качестве значимого средства, которое формирует сознание личности, её
способность быть социально мобильной в обществе и свободно «входить» в открытое
информационное пространство.
Наиболее значимыми с
точки зрения образовательных и социальных возможностей личности в современном
мире являются языки глобального общения. Потребность
современного общества в качественном языковом образовании находит поддержку на
государственном уровне. В соответствии с новыми стандартами и концепцией
образования изучение иностранных (неродных) языков начинается со второго
класса.
Требования государства
и общества к результатам лингвокультурной подготовки обучающихся выражаются в обеспечении умения использовать изучаемые языки в
реальной межкультурной коммуникации. Важно при этом формировать положительную
мотивацию и интерес к иноязычному общению, а также готовность изучать его в
дальнейшем.
В процессе изучения иностранного
языка школьнику
необходимо создать мотив и условия для овладения не только
коммуникативной компетенцией в области устного и письменного иноязычного
общения, но и предметно-когнитивной компетенцией и социально-аффективной
компетенцией. Первый вид компетенции предполагает знания обучающимися чужой культуры, общего
и отличного в этой культуре и своей собственной. В свою очередь, под
социально-аффективной компетенцией понимается система ценностей, воспитываемая
на базе чужой культуры (терпимость, открытость), а также на базе собственного
культурного пространства (развитие личностных качеств и социальной
ответственности).
Специфика языкового
образования заключается в усилении когнитивных аспектов обучения неродному
языку. Это предполагает расширение рамок учебного процесса за счет включения в
этот процесс реального индивидуального опыта ученика, полученного в
межкультурном общении.
(по материалам практического семинара для руководителей
методических объединений иностранных языков)
Комментариев нет:
Отправить комментарий